Как построить подвал в гараже?

Строительство подвала в гараже – стремление эффективно использовать земельный участок с максимальной выгодой, то есть 2 объекта на одной площади. Соблюдение простых правил и обязательных условий строительства помогут не только рационально использовать финансы, но и получить качественное сооружение, отвечающее всем предъявляемым требованиям.

Подготовка к строительству


Выполнению строительных работ должна предшествовать кропотливая подготовительная работа. Лучший вариант – поручить специализированной организации выполнить проект будущего объекта. Специалисты не только разработают чертежи и рекомендации по строительству, но и изучат рельеф участка, состояние грунтов, глубину промерзания, наличие грунтовых вод. Руководствуясь исходными данными и пожеланиями заказчика, выполняется разработка проектного решения.

Некоторые владельцы принимают решение о самостоятельном строительстве. Но и в этом случае необходимо сделать предварительный чертеж-схему будущего подвала, определить места устройства каналов для вытяжки, конструкцию входа, глубину. Размеры в плане определяют, исходя из размеров площадки под строительство.

Немаловажным фактором, влияющим на глубину подвала, является наличие подземных вод, их уровень. Нередко застройщики сталкиваются с проблемой существующих подземных коммуникаций: канализацией, водопроводом. При высоком уровне грунтовых вод и наличии коммуникаций лучше отказаться от затеи самостоятельного строительства.

Особенно трудозатратным выглядит процесс строительства подвала в существующем гараже. Необходимо вскрывать полы, проводить выемку и удаление грунта вручную на определенную глубину. При этом присутствует очень большой риск повреждения фундаментов и основания гаража, что может привести к разрушению всей конструкции строения.

Красивый гараж

В эксплуатируемом гараже можно устроить полузаглубленный погреб, совмещенный со смотровой ямой, что будет лучшим вариантом.

Порядок выполнения строительных работ и применяемые материалы


В строительной терминологии часто применяется словосочетание «этап строительства». Он предусматривает технологически законченный комплекс определенного вида работ:

1. Земляные работы.

Убедившись в отсутствии городских коммуникаций и низком уровне грунтовых вод на участке строительства, проводят земляные работы – устройство котлована. Земляные работы могут осуществляться механизированным или ручным способом. В стесненных условиях выемку грунта под котлован подвала обычно проводят вручную.

После разработки грунта в котловане экскаватором все стены и дно зачищают и выравнивают вручную. Глубина определяется как планируемая высота подвала, плюс 20 см на устройство пола. Ширина котлована выполняется таким образом, чтобы после монтажа стен можно было качественно выполнить наружную гидроизоляцию.

2. Устройство пола.

Конструкция пола может быть двух видов:
  • грунтовый – когда на дно котлована укладывается слой щебня или гравия толщиной 10-15 см с уплотненным грунтом;
  • бетонный – когда по уложенному щебню толщиной 15 см выполняется стяжка из мелкозернистого бетона толщиной 8-10 см.

В обоих вариантах по периметру подвала устраивается заглубленная бетонная подготовка под стены толщиной не менее 20 см.

Для придания повышенной прочности монолитному бетону пола рекомендуется под него укладывать металлическую сетку.

Неплохой вариант – применение железобетонных плит заводского изготовления для устройства пола в подвале. В зависимости от размера подвала и плит, их можно укладывать на подготовленное основание из песка как до начала возведения стен, так и после завершения.

3. Стены.

Устройство стен подвала производится с учетом того, что они одновременно служат фундаментом для гаража. Материал для стен подбирается с низкой гигроскопичностью: глиняный обжиговый кирпич, бетонные блоки или монолитный бетон, гранитный бут, известняковые блоки.

В процессе выполнения кладочных работ необходимо предусмотреть проемы для устройства вентиляции. Надежность стен определяется не только материалом для кладки, но и качеством заполнения всех швов раствором.

Использование монолитного бетона предусматривает установку опалубки, ее укрепление, при необходимости – элементы армирования. Укладка бетона в опалубку не допустима без уплотнения глубинными вибраторами.

Устройство перекрытия подвала выполняется только при наборе стенами 70% нормативной прочности.


4. Лестница.

Этот важный элемент подвала устраивается до монтажа перекрытия. Она может быть выполнена в 2 вариантах:

  • маршевая (применяется готовая из сборного железобетона, реже – монолитная из бетона);
  • приставная (индивидуального изготовления из деловой древесины или металла).

Древесина – материал подверженный гниению. Исходя из этого, требуется дополнительная обработка от гниения, бактерий, насекомых, лишайников, плесени. Металл вне зависимости от его состояния подлежит обработке антикоррозийными составами и масляными красками для предотвращения поражения коррозией.

Лестница в подвал

5. Перекрытие.

Перекрытие подвала под гаражом является основным конструктивным элементом пола самого гаража. Основное требование, предъявляемое к такому перекрытию – способность выдерживать дополнительные нагрузки от веса автомобиля и установленного оборудования.

Разновидности перекрытия подвала:

1) из сборных железобетонных плит заводского изготовления. К такому перекрытию необходимо подходить со всей ответственностью. Не каждую модель сборного железобетона можно использовать одновременно как перекрытие и надежный пол гаража. Нельзя использовать ребристые плиты, которые не смогут быть надежным полом в гараже. Лучше применять пустотные или цельные;

Использование плит перекрытия предусматривает качественную заделку стыков плит, установку при необходимости дополнительных балок на месте устройства входа в подвал. Подбирать типоразмер плит необходимо на стадии проектирования. Учитывая, что практически все изделия выпускаются по технологии предварительного напряжения, укорачивать их самостоятельно не рекомендуется из-за нарушения их несущей способности.

2) монолитное перекрытие. Устройство монолитного перекрытия над подвалом – процесс трудоемкий, но имеющий рад преимуществ: возможность устройства люка входа в подвал в любом месте, герметичность перекрытия по всей площади, достаточная прочность при эксплуатации в качестве пола гаража.

Для устройства такого перекрытия выполняется сборка опалубки и изготовляется арматурный каркас с таким расчетом, чтобы края арматуры опирались на стены подвала не менее 15 см и не лежали на опалубке потолка. Изготовляя каркас, предусматривают монтажные отверстия для будущей вентиляции, прокладки электрических проводов, установки люка на входе в подвал.

Уложенную в подготовленную опалубку бетонную смесь в обязательном порядке необходимо уплотнить поверхностным вибратором.

Опалубку можно снимать на 27 день после завершения бетонных работ.

6. Гидроизоляция.

Один из важных моментов строительства подвала. Предотвращение попадания влаги извне – залог сухости, предупреждения образования плесени в подвале, качественной сохранности продуктов.

Наружную гидроизоляцию выполняют 2-х видов:

  • обмазочная – нанесение битумосодержащих смесей на подготовленные стены;
  • оклеечная – наклейка на стены рулонных материалов (обычно устраивают двухслойное покрытие из рубероида, наклеенного на битум).

Для отвода дождевых и талых вод от стен подвала, устраивается глиняный замок между гидроизолированными стенами подвала и краем котлована: жирную глину укладывают послойно с последующим уплотнением трамбовками.

В грунтах с периодическим повышением уровня подземных вод рекомендуется выполнять дополнительную оклеечную гидроизоляцию внутри помещения, включая и пол.

Неплохо зарекомендовал себя способ нанесения на внутренние поверхности стен специальной проникающей смеси, исключительность которой заключается в способности проникать в поры стеновых материалов, образовывая монолитный и надежный гидроизоляционный слой.

В представленном видеоролике наглядно показаны нюансы выполнения проникающей гидроизоляции стен и пола в подвале под гаражом.


7. Вентиляция.

Как правило, вентиляцию в подвале устраивают 2-х видов:

  • Естественная. Наиболее дешевая и не менее надежная, с использованием канала подачи и отведения «отработанного» теплого воздуха. Трубу притока располагают на расстоянии 20-25 см от уровня пола, «выхлопную» трубу – 10 см от уровня потолка. Трубы притока и выброса лучше располагать по диагонали помещения. С наружной части приточный канал оборудуют на 30-40 см от естественного уровня грунта, вытяжную – не менее 1 м над конструкцией кровли гаража с дефлектором или зонтиком. Это обеспечит максимальную эффективность естественной циркуляции.
  • Принудительная. Более дорогой вариант. Расположение приточной и вытяжной трубы такое же, как и при естественной. Как правило, на «выхлопной» трубе устанавливается вытяжной вентилятор. В некоторых случаях, подающая труба комплектуется нагнетающим вентилятором, что способствует быстрому и качественному обмену воздуха в подвале.

Вентиляцию для подвала и гаража лучше выполнять отдельно для предотвращения попадания влажного воздуха подвала в гараж.

8. Электроосвещение.

В подвале необходимо выполнить освещение и силовую проводку в случае установки вентиляторов.

Согласно Правил устройства электроустановок, в подвале устанавливаются только влагозащищенные светильники и распределительные коробки, проводка выполняется в негорючих рукавах, вводы электропроводки герметизируются. Не допускается наличие оголенных соединений, простых патронов для лампочек.

Выключатели для освещения и для включения вентиляторов, автоматика для управления вентиляцией устанавливаются в гараже с обязательной надписью, указывающей принадлежность.

9. Утепление.

Как известно, в подвале теплый воздух собирается под потолком. При неутепленном потолке образовывается конденсат, развиваются грибки и бактерии. Для предотвращения такого неприятного явления потолок необходимо утеплять в обязательном порядке внутри и со стороны гаража.

С внутренней стороны утепления проводят пенопластом толщиной до 50 мм с обязательным покрытием специальным раствором. Часто применяются в подвале теплоизоляционные материалы на основе минеральной ваты в виде плит.

В гараже необходимо на бетонный пол уложить не меньше 15 см керамзита и выполнить бетонную стяжку толщиной 8-10 см.

При большом промерзании грунта в зимний период выполняют утепление стен внутри помещения по примеру потолка.

10. Внутренняя отделка.

Отделку стен внутри помещения выполняют после завершения всех технологических процессов: гидроизоляции, утепления, монтажа оборудования и электропроводки.

Отделка может быть простая и повышенного качества:

  • Простая. Выполняется штукатурка стен цементно-известковым раствором или цементным. При этом стены, на которых закрепляется металлическая сетка дюбелями, покрываются слоем штукатурки, не превышающим 2-2,5 см. После высыхания штукатурки производится покраска стен водным раствором извести.
  • Повышенного качества. Облицовка стен керамической плиткой. Керамическая плитка клеится специальным влагостойким составом на предварительно поштукатуренные стены.

Штукатурка стен

Если подвал будет использоваться только для хранения продуктов, достаточно простой штукатурки с покраской известью.

Для отделки подвала не рекомендуется применять материалы, разлагающиеся под действием влаги: фанера, ДСП, гипсокартон.

Техника безопасности при проведении строительных работ


Как и любое производство, при выполнении строительных работ на сооружении подвала необходимо соблюдать правила безопасности.

Их необходимо выполнять, используя индивидуальные средства защиты: рукавицы, респираторы, маски и защитные очки, строго соблюдать правила применения электроинструмента.

При устройстве котлована в сыпучих и слабых грунтах установка приспособлений, предотвращающих осыпь или оползание грунта, – обязательное условие.

Разогрев материалов на битумной основе проводить так, чтобы открытый огонь не попадал на разогреваемый материал, упреждая его возгорание.

Если работы выполняются с подмостков, последние должны быть оборудованы ограждением.

При работе с грузоподъемными механизмами команды подавать громко и отчетливо или общепринятыми жестами.

По окончании работ определенного этапа строительства производится уборка территории и подготовка к выполнению следующего шага работ.

Несоблюдение элементарных правил безопасности может привести к весьма печальным последствиям.

Строительство подвала в гараже имеет свои преимущества (расширение полезной площади) и недостатки (дополнительные виды работ при высоком уровне грунтовых вод). Лучший вариант строительства подвала – одновременно со строительством нового гаража, что создаст меньше организационных, технических и технологических проблем.

Поиск по сайту
Полезные ссылки