06 мар 12:38Квартира и дом / Дизайн интерьера
Использование бонсай в интерьере
Огромное разнообразие всевозможных стилей оформления, просто напросто путают нас при их выборе. Однако если Вы решили создавать у себя в квартире восточный стиль интерьера и Вы не можете себе представить своё свободное время без занятий цветами, то Вам необходимо подумать о возможности размещения у себя в интерьере бонсай.
Бонсай, при переводе на русский с японского языка будет означать что-то среднее между «дерево в горшке» и «растущий на подносе». Бонсай, если попытаться раскрыть его смысл в двух словах, это вид искусства передачи полноты и красоты природы из окружающего нас с Вами мира посредством не большего его фрагмента. Фрагментом как Вы знаете, выступает карликовое дерево. Один из наиболее распространённых принципов бонсай, которым руководствуются не только специалисты, но и любители это «Видеть малое через великое».
Давайте коротко пробежимся по истории бонсай которое своими первоисточниками уходит в глубокую древность. Родиной бонсая традиционно считается Китай. Наиболее древними, сохранившимися до наших дней, изображениями бонсай принято считать изображения династии Хань (ориентировочно 200 г. до н.э.). На сохранившихся изображениях, изображены не только отдельные миниатюрные деревья, но и целые сады. Дальнейшее распространение бонсай в Китае неизвестно, настоящее развитие и признание бонсай получил в Японии. В Японию бонсай проник одновременно с дзен-буддизмом в поздний период Камакура (1249-1382 гг.). На сохранившихся свитках того времени имеются картины которые можно с полной уверенностью трактовать как ранний бонсай.
Само по себе искусство бонсай изначально с момента своего основания было уделом богатых и влиятельных людей. Одновременно с этим восточное традиционное отношение, как и к любому делу, выработало в бонсай просто огромнейшее количество канонов и правил, которые на данный момент требуют неуклонного соблюдения. Для современного человека некоторые правила и каноны могут показаться нудными и странными, однако следует помнить, что бонсай, как и другие виды искусства требует почтения, внимательного отношения, скрупулёзности и художественного восприятия.
Со временем из выращивания карликовых растений в миниатюрных плошках, каким бонсай являлся первоначально, после окончания периода восхищения уродцами-деверьями, с изогнутыми ветками и искривлёнными стволами, появилось и развилось обширное и многогранное искусство, именно таким мы знаем бонсай сейчас. Настало это ориентировочно в XIX, до запада в свою очередь современный бонсай дошел только в XX веке. Если задуматься мы с Вами действительно много потеряли. Конечно, наш менталитет не всем позволит вырастить бонсай самостоятельно по всем правилам, но содержать, ухаживать и восхищаться им нам никто не помешает.
Основные аспекты бонсай
Если желание обзавестись и лично вырастить бонсай у Вас окончательное и обдуманное, Вы действительно считаете что запаслись терпением, Вам нужно ознакомиться с основополагающими принципами этого хитроумного и непростого процесса. Для таких целей Вам прекрасной подойдет абсолютно любое дерево или кустарник. Наиболее важны условия, в которых Вы будете растить деревцо, а не разновидности доступных пород. Учтите, что хвойные растения предпочитают прохладу и свежий воздух, мягкий климат квартиры они переносят с трудом. Беря во внимания этот факт предпочтительней без наличия опыта начинать процесс выращивания бонсай с любой лиственной породы, идеально подойдут для этого мирт, фикус и т.д.
Окончательные размеры готового деревца должны граничить в пределах 20 – 30 см. Главная цель выращивания бонсай это получение уменьшенной, но точной копии взрослого дерева, которое Вы выберете в качестве Вашего исходного материала. Наиболее лучше для таких целей подойдет черенок, желательно молодой, который будет срезан с более взрослого растения. Возраст черенка должен составлять примерно 3-5 лет, желательно чтобы он был здоровый на вид и конечно подходил Вам по форме. Следуя такому совету от специалистов, в данном вопросе Вы сможете избежать неприятностей во время довольно тяжёлой процедуры подрезания крупных ветвей.
Наиболее важной составляющей частью в искусстве бонсай является наблюдение за пропорциями роста частей растения и за постоянным ростом растения в целом. Листья, ветки и корни должны развиваться в соответствии с пропорциями растения которые должны быть предварительно рассчитаны относительно к требованиям конечной поставленной цели. Кроме внешнего эстетического удовлетворения оптимальные пропорции Вашего растения позволят Вам поддерживать оптимальный процесс обмена веществ между побегами и корнем. За таким природным равновесием необходимо следить и поддерживать его постоянно. При несоблюдении этого правила замедлиться рост растения и полноценное развитие бонсай станет под угрозой. Именно поэтому Вам не нужно ни в коем случае бояться процедуры подрезания надземной части и корней, это необходимая профилактическая мера, которая идет непосредственно во благо растению.
Полив бонсай и влажность воздуха
Успех при содержании и выращивании растений бонсай в первую очередь напрямую зависит от постоянного правильного полива.
Дерево в его природной среде получает воду и питательные вещества из почвы постоянно. Бонсай выращенный в контейнере требует, чтобы грунт в нем был постоянно достаточно влажным. Постоянную стабильную влажность грунта можно добиться путем 2 – 3 разового полива небольшими порциями.
В тоже время такой метод потребует серьёзных затрат времени и исходя из этого, как правило, практически нереален. Необходимость полива также определяют по внешнему состоянию растений, пробуют почву пальцем, оценивают уменьшение веса самого контейнера. Вам будет необходимо найти свои индивидуальные приемы полива Ваших растений, определиться со сроками и периодичностью полива. При подборе индивидуальных потребностей в поливе и сроков полива обязательно обратите внимание на совет профессионалов: смачивать почву необходимо обязательно до того как высохнет её верхний слой.
Летом особенно в жаркую, ветряную и сухую погоду бонсай, как правило, поливают дважды на день. При двух разовом поливе лучше проводить полив рано утром и вечером. Если же погода не особо жаркая и сухая, то поливать бонсай можно один раз в сутки.
Зимой или в холодную и влажную погоду дерево, учитывая его биологические процессы менее активно соответственно и испарение с поверхности грунта замедленно. В такую погоду поливать бонсай желательно раз в день при условии, что грунт не замерз и в помещении плюсовая стандартная температура.
Листопадные разновидности бонсай летом нуждаются в более большем количестве воды, чем хвойные, вечнозелёные виды которые имеют специфические листья, которые лучше сохраняют влагу. В зимнюю пору наоборот листопадные растение потребляют в разы меньше воды в отличие от хвойных растений, которые хоть и медленно, но продолжают расти. Также стоить отметить, что сосны относительно безболезненно переносят недостаточное количество влаги в почве, тогда как листопадные крупнолистовые, особенно в теплую жаркую погоду, нуждаются в частом и обильном поливе.
Для постоянного поддержания необходимого уровня влажности воздуха растения необходимо опрыскивать несколько раз на день, при этом, при опрыскивании необходимо смывать с листьев растения частички осевшей на них пыли.
Довольно часто в композиции бонсай для имитации травянистой поверхности почвы используют мох. Если в своей композиции Вы также решили использовать мох, учитывайте, что его необходимо ежедневно опрыскивать, так как он в первую очередь требует хорошей влажности воздуха.
Пересадка и формирование бонсай
Бонсай, как правило, пересаживают весной раз в два года. Пересадка бонсай проходит, перед тем как начинается сокодвижение после долгой «зимней спячки». Учтите, что по советам профессионалов, чем растение моложе, тем чаще его необходимо пересаживать. Частая пересадка молодого растения поможет Вам предотвратить обрастание корневой системы вокруг горшка изнутри и будет провоцировать дальнейший рост самого растения. При пересадке растения часть корневой системы необходимо подрезать. Также неоценимую помощь пересадка растений послужит Вам при заболевании или загнивании корневой системы растения. При пересадке Вы можете качественно и скрупулёзно осмотреть корневую систему и при необходимости удалить повреждённые корни.
Для придания дереву конечной необходимой формы в бонсай используют струбцину. Струбцина — это специализированное приспособление, которое позволит Вам придать желаемую форму изгиба для толстой ветки или самого ствола уже взрослого растения.
Для того чтобы уменьшить размер растения специалисты бонсай выделяют несколько способов, однако единой для всех считается сезонная подрезка. Сезонная подрезка, как правило, и есть основной залог успеха, однако если сделать её не качественно Вы можете просто погубить дерево.
Практически все применяемые в бонсай виды деревьев поддерживают деформацию с помощью алюминиевой или медной проволоки. Учтите, что некоторые виды деревьев не поддерживают такой метод формирования и для деформации внешнего вида необходимо использовать метод подрезок. Также при формировании готового дерева Вы можете использовать эффект видимости старого дерева или использовать «мертвые деревья» так называемые «дзин» и «сяри». Их можно получить, отрезая ветку со ствола живого дерева и аккуратно сдирая кору со всего ствола («дзин») или делая частичные надрезы которые будут создавать естественные шрамы на дереве («сяри»). Учтите, что такие методы необходимо проводить с предельной осторожностью, так как Вы своими действиями можете заразить Ваше дерево. При использовании любого из этих методов обратите внимание на одно важное замечание специалистов — ни в коем случае не сдирать со ствола цельное кольцо коры.
Перевязка и обрезка бонсай
Для перевязки деревьев в бонсай используется лигатура. Лигатура это специализированная проволока при помощи, которой можно придать необходимое направление побегам деревьев. Перевязка деревьев в бонсай это наиболее надёжный способ управления формой дерева. Наиболее лучшим временем для перевязки деревьев считается весенне-осенний период года. Изредка к веткам деревьев специалисты рекомендуют подвешивать различные грузики для дальнейшего создания узлов, изгибов и эффекта старости. При перевязке дерева учтите, что хотя сама перевязка должна осуществляться достаточно туго в дерево, проволока врасти, не должна ни в коем случае. Снимать проволоку необходимо разрезая на мелкие кусочки, раскручивать проволоку недопустимо.
При перевязке дерева учтите, что толщина проволоки подбирается индивидуально пропорционально объему самой ветки. Наиболее правильным вариантом будет оплетение ствола дерева в несколько этапов снизу вверх на протяжении нескольких месяцев. Если Вам необходимо обмотать ствол дерева или ветки грубой проволокой, специалисты советуют использовать не цельную проволоку, а жгут из более мелких скрученных проволок.
Обрезка также как перевязка является неотъемлемой частью искусства бонсай. С помощью обрезки Вы можете решить одновременно несколько задач: формировать расположение скелетных ветвей, уменьшить размер Вашего растения, стимулировать активный рост новых побегов.
В искусстве бонсай можно выделить несколько наиболее распространённых разновидностей обрезки:
Формирующая обрезка — это обрезка крупных ветвей и усечение ствола, которые формируют саму основу дерева;
Подрезка веток для уменьшения их длины и стимуляции образования новых точек роста, что будет стимулировать дальнейшее ветвление дерева;
Стрижка непосредственно побегов, что будет формировать очертание зеленной кроны растения;
Пинцинирование (прищипка) будет служить для ограничения роста нового побега;
Дефолиация (обрезка листьев) необходима для обновления кроны растения, при дефолиации будет постепенно увеличиваться количество листьев пропорционально уменьшению их размера;
Подрезка корневой системы необходима для формирования и обновления корневой системы;
Расщепление ствола проводиться для придания растению более древнего вида, однако это довольно рискованный процесс, так как часть растения может погибнуть.
Разновидности стилей бонсай
На данный момент существует множество стилей бонсай. Мы попытаемся ознакомить Вас с наиболее распространёнными стилями, которые имеют довольно широкое распространение. Названия стилей специально написаны на двух языках, так как необходимо учитывать, что при переводе присутствует некая вариативность, что может в дальнейшем создать Вам проблемы при поиске необходимой Вам информации по выбранному стилю.
"Классический прямой стиль" CHOKKAN. Для такого стиля характерен идеально прямой ствол у растения, ствол при этом должен быть конической формы. Ветви необходимо располагать симметрично, отходить от ствола ветви должны строго вертикально. Верхние ветви в таком стиле тоньше и короче чем нижние, при этом нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Такой стиль по праву считается самым простым, так как дерево здесь растет своим чередом. Идеально подходит для лиственницы, ели, можжевельника.
SHAKAN "Наклонённое дерево". При соблюдении такого стиля бонсай, дерево, а точнее только его ствол должен быть наклонен на угол ориентировочно от 70 до 90 градусов. В природе такой дефект может возникнуть из-за постоянных сильных ветров, дующих в одном направлении. Как правило, ветки в таком стиле с внутренней стороны (сторона на которую дерево наклонено) короче, чем с внешней. За счет такого подреза ветвей создается неповторимая иллюзия равновесия. Практически все виды растений поддерживают такой стиль.
SOJU "Два ствола". При этом виде из одного корня дерева вырастает два ствола. Наиболее часто стволы имеют разную высоту и диаметр, при этом один из стволов, как правило, значительно доминирует над другим. Существует ответвление от стиля, когда два ствола наоборот должны быть идентичными друг с другом (SOKAN "Стволы близнецы"). Под данный стиль подходят практически все виды растений.
SHARIMIKI "Пораженный молнией". Данный стиль отличается частичным или полным отсутствием коры. Достигается это посредством её полного удаления и дальнейшим отбеливанием открывшейся части. В естественных природных условиях это можно наблюдать после попадания молнии в дерево. Наиболее лучше для данного стиля подойдет можжевельник.
YAMAYORI "Рощица". Образовать рощицу для данного стиля Вам поможет группа деревьев бонсай , которые будут своим совместным расположением создавать ощущение перспективы. Уникальность этого вида в том, что в данном стиле может использоваться растения разных видов в общей композиции.
KENGAI "Каскад". Данный стиль подразумевает, что крона Вашего дерева должна быть расположена ниже уровня контейнера. В природе такой эффект может быть достигнут если дерево будет расти над обрывом и будет изгибаться, например, под весом навалившегося на него снега или под собственной тяжестью. В принципе, любое дерево по своей природе стремиться расти верх по направлению к солнцу, исходя из этого стиль «каскад», это чаще всего заболевшие растения. Этот стиль явно неприспособлен для деревьев которые имею плохо гнущийся ствол, именно поэтому рекомендуется использовать такие породы как сосны, кизильник или можжевельник.
HAN-KENGAI "Полукаскад". Данный стиль является ответвлением от предыдущего стиля с разницей в том, что крона опущена, не настолько сильно, а ствол дерева изогнут не вертикально, а горизонтально, параллельно земле.
"Неправильный прямой стиль" MOYOGI. Изюминка данного стиля непосредственно состоит в том, что ствол кустарника или дерева направленный ровно вверх обязан иметь форму с изгибами. Изгибов на стволе дерева должно быть несколько, однако самый заметный из них должен быть нижний. Ствол в данном стиле, как и в обычном должен иметь коническую форму, расположение ветвей симметрично. Данный стиль подходит под все виды растений.
"Дерево, согнутое ветром" INAGASHI. Этот стиль практически дублирует стиль, рассмотренный ранее «изогнутое дерево» главное отличие данного стиля в том, что в INAGASHI смещение кроны дерева в одном направлении должно быть наиболее ярко выражено.
HOKIDACHI "Метлообразное дерево". Для данного стиля наиболее подходит дзельква. У дзельквы все ветви выходят из одной точки, также предраположеность дзельквы к данному стилю объясняется невысоким стволом. Крона у дзельквы расположена плотно и лучше всего подходит для выстригания сферической формы. Кроме дзельквы в бонсай этот стиль можно реализовывать и другими широколистными растениями с тонкими ветками, такими как вяз или граб.
BUJINGI "Элитарный стиль". Также этот стиль имеет другое название - «литературный стиль». Такое название произошло от способа иллюстрации художественного произведения: деревья в искусстве изображались с обрезанными нижними ветвями, крона присутствовала только вверху дерева, ствол при этом элегантно изгибался. При отсутствии веток снизу, кора естественно становилась грубой, это играло свою роль в искусстве бонсай. Наиболее лучше данный стиль подходит для хвойных и широколиственных деревьев.
"Укоренившийся в камне" ISHITSUKI. Деревья в таком стиле как бы демонстрируют свою природную мощность и волю к жизни, прорастая из трещин в камнях. Естественно для этого необходимо правильно подобрать породу камня, из которой будет пробиваться бонсай. Такой стиль требует боле частого полива. Для такого стиля лучше использовать растения, которые требуют меньше влаги и питательных веществ, такие как клен, сосна или рододендрон.
SEKIJOJU "Корни на скале". Данный стиль похож на предыдущий, главное его отличие в том, что корни в данном стиле не пробиваются через камень, а оплетают его, добывая питательные вещества и воду из-под него. Особенное очарование этому стилю, конечно же, придает само переплетение корней, что в некотором смысле само по себе искусство. Наибольший эффект достигается со временем когда корни и ствол становятся практически неотличимы друг от друга. Естественно использовать растения для данного стиля необходимо с развитой корневой системой, такие как сосна, клен или китайский вяз.
IKADABUKI "Плот". Основу данного стиля составляет упавшее дерево, ствол которого не прячется вниз но дает новые побеги которые растут верх. При этом необходимо следить, чтобы упавший ствол не погружался в землю, основное внимание в данном стиле акцентируется именно на нем. Для данного стиля подходят абсолютно все растения.
Отличия между ними присутствуют, изредка, может, кажется, что один стиль является логичным подвидом другого, однако не стоит забывать, что каждый стиль бонсай обладает индивидуальными и уникальными особенностями, а также неповторимой спецификой, все это Вам необходимо учитывать, если Вы собрались реализовывать сугубо один стиль.
Бонсай, при переводе на русский с японского языка будет означать что-то среднее между «дерево в горшке» и «растущий на подносе». Бонсай, если попытаться раскрыть его смысл в двух словах, это вид искусства передачи полноты и красоты природы из окружающего нас с Вами мира посредством не большего его фрагмента. Фрагментом как Вы знаете, выступает карликовое дерево. Один из наиболее распространённых принципов бонсай, которым руководствуются не только специалисты, но и любители это «Видеть малое через великое».
Давайте коротко пробежимся по истории бонсай которое своими первоисточниками уходит в глубокую древность. Родиной бонсая традиционно считается Китай. Наиболее древними, сохранившимися до наших дней, изображениями бонсай принято считать изображения династии Хань (ориентировочно 200 г. до н.э.). На сохранившихся изображениях, изображены не только отдельные миниатюрные деревья, но и целые сады. Дальнейшее распространение бонсай в Китае неизвестно, настоящее развитие и признание бонсай получил в Японии. В Японию бонсай проник одновременно с дзен-буддизмом в поздний период Камакура (1249-1382 гг.). На сохранившихся свитках того времени имеются картины которые можно с полной уверенностью трактовать как ранний бонсай.
Само по себе искусство бонсай изначально с момента своего основания было уделом богатых и влиятельных людей. Одновременно с этим восточное традиционное отношение, как и к любому делу, выработало в бонсай просто огромнейшее количество канонов и правил, которые на данный момент требуют неуклонного соблюдения. Для современного человека некоторые правила и каноны могут показаться нудными и странными, однако следует помнить, что бонсай, как и другие виды искусства требует почтения, внимательного отношения, скрупулёзности и художественного восприятия.
Со временем из выращивания карликовых растений в миниатюрных плошках, каким бонсай являлся первоначально, после окончания периода восхищения уродцами-деверьями, с изогнутыми ветками и искривлёнными стволами, появилось и развилось обширное и многогранное искусство, именно таким мы знаем бонсай сейчас. Настало это ориентировочно в XIX, до запада в свою очередь современный бонсай дошел только в XX веке. Если задуматься мы с Вами действительно много потеряли. Конечно, наш менталитет не всем позволит вырастить бонсай самостоятельно по всем правилам, но содержать, ухаживать и восхищаться им нам никто не помешает.
Основные аспекты бонсай
Если желание обзавестись и лично вырастить бонсай у Вас окончательное и обдуманное, Вы действительно считаете что запаслись терпением, Вам нужно ознакомиться с основополагающими принципами этого хитроумного и непростого процесса. Для таких целей Вам прекрасной подойдет абсолютно любое дерево или кустарник. Наиболее важны условия, в которых Вы будете растить деревцо, а не разновидности доступных пород. Учтите, что хвойные растения предпочитают прохладу и свежий воздух, мягкий климат квартиры они переносят с трудом. Беря во внимания этот факт предпочтительней без наличия опыта начинать процесс выращивания бонсай с любой лиственной породы, идеально подойдут для этого мирт, фикус и т.д.
Окончательные размеры готового деревца должны граничить в пределах 20 – 30 см. Главная цель выращивания бонсай это получение уменьшенной, но точной копии взрослого дерева, которое Вы выберете в качестве Вашего исходного материала. Наиболее лучше для таких целей подойдет черенок, желательно молодой, который будет срезан с более взрослого растения. Возраст черенка должен составлять примерно 3-5 лет, желательно чтобы он был здоровый на вид и конечно подходил Вам по форме. Следуя такому совету от специалистов, в данном вопросе Вы сможете избежать неприятностей во время довольно тяжёлой процедуры подрезания крупных ветвей.
Наиболее важной составляющей частью в искусстве бонсай является наблюдение за пропорциями роста частей растения и за постоянным ростом растения в целом. Листья, ветки и корни должны развиваться в соответствии с пропорциями растения которые должны быть предварительно рассчитаны относительно к требованиям конечной поставленной цели. Кроме внешнего эстетического удовлетворения оптимальные пропорции Вашего растения позволят Вам поддерживать оптимальный процесс обмена веществ между побегами и корнем. За таким природным равновесием необходимо следить и поддерживать его постоянно. При несоблюдении этого правила замедлиться рост растения и полноценное развитие бонсай станет под угрозой. Именно поэтому Вам не нужно ни в коем случае бояться процедуры подрезания надземной части и корней, это необходимая профилактическая мера, которая идет непосредственно во благо растению.
Полив бонсай и влажность воздуха
Успех при содержании и выращивании растений бонсай в первую очередь напрямую зависит от постоянного правильного полива.
Дерево в его природной среде получает воду и питательные вещества из почвы постоянно. Бонсай выращенный в контейнере требует, чтобы грунт в нем был постоянно достаточно влажным. Постоянную стабильную влажность грунта можно добиться путем 2 – 3 разового полива небольшими порциями.
В тоже время такой метод потребует серьёзных затрат времени и исходя из этого, как правило, практически нереален. Необходимость полива также определяют по внешнему состоянию растений, пробуют почву пальцем, оценивают уменьшение веса самого контейнера. Вам будет необходимо найти свои индивидуальные приемы полива Ваших растений, определиться со сроками и периодичностью полива. При подборе индивидуальных потребностей в поливе и сроков полива обязательно обратите внимание на совет профессионалов: смачивать почву необходимо обязательно до того как высохнет её верхний слой.
Летом особенно в жаркую, ветряную и сухую погоду бонсай, как правило, поливают дважды на день. При двух разовом поливе лучше проводить полив рано утром и вечером. Если же погода не особо жаркая и сухая, то поливать бонсай можно один раз в сутки.
Зимой или в холодную и влажную погоду дерево, учитывая его биологические процессы менее активно соответственно и испарение с поверхности грунта замедленно. В такую погоду поливать бонсай желательно раз в день при условии, что грунт не замерз и в помещении плюсовая стандартная температура.
Листопадные разновидности бонсай летом нуждаются в более большем количестве воды, чем хвойные, вечнозелёные виды которые имеют специфические листья, которые лучше сохраняют влагу. В зимнюю пору наоборот листопадные растение потребляют в разы меньше воды в отличие от хвойных растений, которые хоть и медленно, но продолжают расти. Также стоить отметить, что сосны относительно безболезненно переносят недостаточное количество влаги в почве, тогда как листопадные крупнолистовые, особенно в теплую жаркую погоду, нуждаются в частом и обильном поливе.
Для постоянного поддержания необходимого уровня влажности воздуха растения необходимо опрыскивать несколько раз на день, при этом, при опрыскивании необходимо смывать с листьев растения частички осевшей на них пыли.
Довольно часто в композиции бонсай для имитации травянистой поверхности почвы используют мох. Если в своей композиции Вы также решили использовать мох, учитывайте, что его необходимо ежедневно опрыскивать, так как он в первую очередь требует хорошей влажности воздуха.
Пересадка и формирование бонсай
Бонсай, как правило, пересаживают весной раз в два года. Пересадка бонсай проходит, перед тем как начинается сокодвижение после долгой «зимней спячки». Учтите, что по советам профессионалов, чем растение моложе, тем чаще его необходимо пересаживать. Частая пересадка молодого растения поможет Вам предотвратить обрастание корневой системы вокруг горшка изнутри и будет провоцировать дальнейший рост самого растения. При пересадке растения часть корневой системы необходимо подрезать. Также неоценимую помощь пересадка растений послужит Вам при заболевании или загнивании корневой системы растения. При пересадке Вы можете качественно и скрупулёзно осмотреть корневую систему и при необходимости удалить повреждённые корни.
Для придания дереву конечной необходимой формы в бонсай используют струбцину. Струбцина — это специализированное приспособление, которое позволит Вам придать желаемую форму изгиба для толстой ветки или самого ствола уже взрослого растения.
Для того чтобы уменьшить размер растения специалисты бонсай выделяют несколько способов, однако единой для всех считается сезонная подрезка. Сезонная подрезка, как правило, и есть основной залог успеха, однако если сделать её не качественно Вы можете просто погубить дерево.
Практически все применяемые в бонсай виды деревьев поддерживают деформацию с помощью алюминиевой или медной проволоки. Учтите, что некоторые виды деревьев не поддерживают такой метод формирования и для деформации внешнего вида необходимо использовать метод подрезок. Также при формировании готового дерева Вы можете использовать эффект видимости старого дерева или использовать «мертвые деревья» так называемые «дзин» и «сяри». Их можно получить, отрезая ветку со ствола живого дерева и аккуратно сдирая кору со всего ствола («дзин») или делая частичные надрезы которые будут создавать естественные шрамы на дереве («сяри»). Учтите, что такие методы необходимо проводить с предельной осторожностью, так как Вы своими действиями можете заразить Ваше дерево. При использовании любого из этих методов обратите внимание на одно важное замечание специалистов — ни в коем случае не сдирать со ствола цельное кольцо коры.
Перевязка и обрезка бонсай
Для перевязки деревьев в бонсай используется лигатура. Лигатура это специализированная проволока при помощи, которой можно придать необходимое направление побегам деревьев. Перевязка деревьев в бонсай это наиболее надёжный способ управления формой дерева. Наиболее лучшим временем для перевязки деревьев считается весенне-осенний период года. Изредка к веткам деревьев специалисты рекомендуют подвешивать различные грузики для дальнейшего создания узлов, изгибов и эффекта старости. При перевязке дерева учтите, что хотя сама перевязка должна осуществляться достаточно туго в дерево, проволока врасти, не должна ни в коем случае. Снимать проволоку необходимо разрезая на мелкие кусочки, раскручивать проволоку недопустимо.
При перевязке дерева учтите, что толщина проволоки подбирается индивидуально пропорционально объему самой ветки. Наиболее правильным вариантом будет оплетение ствола дерева в несколько этапов снизу вверх на протяжении нескольких месяцев. Если Вам необходимо обмотать ствол дерева или ветки грубой проволокой, специалисты советуют использовать не цельную проволоку, а жгут из более мелких скрученных проволок.
Обрезка также как перевязка является неотъемлемой частью искусства бонсай. С помощью обрезки Вы можете решить одновременно несколько задач: формировать расположение скелетных ветвей, уменьшить размер Вашего растения, стимулировать активный рост новых побегов.
В искусстве бонсай можно выделить несколько наиболее распространённых разновидностей обрезки:
Формирующая обрезка — это обрезка крупных ветвей и усечение ствола, которые формируют саму основу дерева;
Подрезка веток для уменьшения их длины и стимуляции образования новых точек роста, что будет стимулировать дальнейшее ветвление дерева;
Стрижка непосредственно побегов, что будет формировать очертание зеленной кроны растения;
Пинцинирование (прищипка) будет служить для ограничения роста нового побега;
Дефолиация (обрезка листьев) необходима для обновления кроны растения, при дефолиации будет постепенно увеличиваться количество листьев пропорционально уменьшению их размера;
Подрезка корневой системы необходима для формирования и обновления корневой системы;
Расщепление ствола проводиться для придания растению более древнего вида, однако это довольно рискованный процесс, так как часть растения может погибнуть.
Разновидности стилей бонсай
На данный момент существует множество стилей бонсай. Мы попытаемся ознакомить Вас с наиболее распространёнными стилями, которые имеют довольно широкое распространение. Названия стилей специально написаны на двух языках, так как необходимо учитывать, что при переводе присутствует некая вариативность, что может в дальнейшем создать Вам проблемы при поиске необходимой Вам информации по выбранному стилю.
"Классический прямой стиль" CHOKKAN. Для такого стиля характерен идеально прямой ствол у растения, ствол при этом должен быть конической формы. Ветви необходимо располагать симметрично, отходить от ствола ветви должны строго вертикально. Верхние ветви в таком стиле тоньше и короче чем нижние, при этом нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Такой стиль по праву считается самым простым, так как дерево здесь растет своим чередом. Идеально подходит для лиственницы, ели, можжевельника.
SHAKAN "Наклонённое дерево". При соблюдении такого стиля бонсай, дерево, а точнее только его ствол должен быть наклонен на угол ориентировочно от 70 до 90 градусов. В природе такой дефект может возникнуть из-за постоянных сильных ветров, дующих в одном направлении. Как правило, ветки в таком стиле с внутренней стороны (сторона на которую дерево наклонено) короче, чем с внешней. За счет такого подреза ветвей создается неповторимая иллюзия равновесия. Практически все виды растений поддерживают такой стиль.
SOJU "Два ствола". При этом виде из одного корня дерева вырастает два ствола. Наиболее часто стволы имеют разную высоту и диаметр, при этом один из стволов, как правило, значительно доминирует над другим. Существует ответвление от стиля, когда два ствола наоборот должны быть идентичными друг с другом (SOKAN "Стволы близнецы"). Под данный стиль подходят практически все виды растений.
SHARIMIKI "Пораженный молнией". Данный стиль отличается частичным или полным отсутствием коры. Достигается это посредством её полного удаления и дальнейшим отбеливанием открывшейся части. В естественных природных условиях это можно наблюдать после попадания молнии в дерево. Наиболее лучше для данного стиля подойдет можжевельник.
YAMAYORI "Рощица". Образовать рощицу для данного стиля Вам поможет группа деревьев бонсай , которые будут своим совместным расположением создавать ощущение перспективы. Уникальность этого вида в том, что в данном стиле может использоваться растения разных видов в общей композиции.
KENGAI "Каскад". Данный стиль подразумевает, что крона Вашего дерева должна быть расположена ниже уровня контейнера. В природе такой эффект может быть достигнут если дерево будет расти над обрывом и будет изгибаться, например, под весом навалившегося на него снега или под собственной тяжестью. В принципе, любое дерево по своей природе стремиться расти верх по направлению к солнцу, исходя из этого стиль «каскад», это чаще всего заболевшие растения. Этот стиль явно неприспособлен для деревьев которые имею плохо гнущийся ствол, именно поэтому рекомендуется использовать такие породы как сосны, кизильник или можжевельник.
HAN-KENGAI "Полукаскад". Данный стиль является ответвлением от предыдущего стиля с разницей в том, что крона опущена, не настолько сильно, а ствол дерева изогнут не вертикально, а горизонтально, параллельно земле.
"Неправильный прямой стиль" MOYOGI. Изюминка данного стиля непосредственно состоит в том, что ствол кустарника или дерева направленный ровно вверх обязан иметь форму с изгибами. Изгибов на стволе дерева должно быть несколько, однако самый заметный из них должен быть нижний. Ствол в данном стиле, как и в обычном должен иметь коническую форму, расположение ветвей симметрично. Данный стиль подходит под все виды растений.
"Дерево, согнутое ветром" INAGASHI. Этот стиль практически дублирует стиль, рассмотренный ранее «изогнутое дерево» главное отличие данного стиля в том, что в INAGASHI смещение кроны дерева в одном направлении должно быть наиболее ярко выражено.
HOKIDACHI "Метлообразное дерево". Для данного стиля наиболее подходит дзельква. У дзельквы все ветви выходят из одной точки, также предраположеность дзельквы к данному стилю объясняется невысоким стволом. Крона у дзельквы расположена плотно и лучше всего подходит для выстригания сферической формы. Кроме дзельквы в бонсай этот стиль можно реализовывать и другими широколистными растениями с тонкими ветками, такими как вяз или граб.
BUJINGI "Элитарный стиль". Также этот стиль имеет другое название - «литературный стиль». Такое название произошло от способа иллюстрации художественного произведения: деревья в искусстве изображались с обрезанными нижними ветвями, крона присутствовала только вверху дерева, ствол при этом элегантно изгибался. При отсутствии веток снизу, кора естественно становилась грубой, это играло свою роль в искусстве бонсай. Наиболее лучше данный стиль подходит для хвойных и широколиственных деревьев.
"Укоренившийся в камне" ISHITSUKI. Деревья в таком стиле как бы демонстрируют свою природную мощность и волю к жизни, прорастая из трещин в камнях. Естественно для этого необходимо правильно подобрать породу камня, из которой будет пробиваться бонсай. Такой стиль требует боле частого полива. Для такого стиля лучше использовать растения, которые требуют меньше влаги и питательных веществ, такие как клен, сосна или рододендрон.
SEKIJOJU "Корни на скале". Данный стиль похож на предыдущий, главное его отличие в том, что корни в данном стиле не пробиваются через камень, а оплетают его, добывая питательные вещества и воду из-под него. Особенное очарование этому стилю, конечно же, придает само переплетение корней, что в некотором смысле само по себе искусство. Наибольший эффект достигается со временем когда корни и ствол становятся практически неотличимы друг от друга. Естественно использовать растения для данного стиля необходимо с развитой корневой системой, такие как сосна, клен или китайский вяз.
IKADABUKI "Плот". Основу данного стиля составляет упавшее дерево, ствол которого не прячется вниз но дает новые побеги которые растут верх. При этом необходимо следить, чтобы упавший ствол не погружался в землю, основное внимание в данном стиле акцентируется именно на нем. Для данного стиля подходят абсолютно все растения.
Отличия между ними присутствуют, изредка, может, кажется, что один стиль является логичным подвидом другого, однако не стоит забывать, что каждый стиль бонсай обладает индивидуальными и уникальными особенностями, а также неповторимой спецификой, все это Вам необходимо учитывать, если Вы собрались реализовывать сугубо один стиль.
НовоеПопулярное
Поиск по сайту
Полезные ссылки